Уважаемые новокузнечане!
Приближается великий праздник 9 мая – День Победы. Это праздник, который заставляет всех вспомнить прошлое: тех, кто отстаивал свободу нашей Родины, и тех детей, которые пережили страшные, жестокие и суровые четыре года войны.
Запускается всероссийский проект «Война глазами детей», в котором Центр социальной помощи семье и детям, педагоги и дети, из отделений дневного пребывания несовершеннолетних, также примут участие.
Цель этой акции сохранить для потомков память о героических и трагических событиях прошедшей войны из уст простых людей, земляков.
Для участия в акции необходимо собрать информацию, в виде анкетирования о Ваших родственниках, принявших участие в Великой Отечественной Войне и/или провести опрос среди людей старшего поколения – чьё детство пришлось на годы войны и трудное послевоенное время.
Анкета адресована людям, чье детство пришлось на годы войны (1927-1945 гг. рождения) и тем, кто организует сбор сведений об их жизни. Поставленные вопросы — это канва, ориентиры, подсказки. Они могут быть изменены. Ответы на них могут быть как короткими, так и в виде обширных повествований. Это могут быть собственные воспоминания, или воспроизведение рассказов ушедших из жизни родственников и знакомых, переживших войну.
Если у Вас сохранились материалы (письма, фотографии, дневники) об участии членов семьи в Великой Отечественной войне и их жизни в послевоенные годы просим их предоставить для сканирования и публикации.
Собранные и обработанные материалы будут размещены на официальном сайте учреждения, в официальных группах в социальных сетях.
По всем вопросам обращаться по адресу: ул. Сеченова, 6Б, в 209 кабинет, тел. 70-06-50 или в комментариях.
Возможно, и среди членов Вашей семьи есть очевидцы жизни в тылу или на фронте, которые хотели бы поделиться своими воспоминаниями.
Вопросы АНКЕТЫ
(разработаны председателем правления Кемеровского областного отделения Российского союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей
А.Ф. Шураевым)
- Где жила Ваша семья, когда началась война?
- Состав семьи и род занятий членов семьи?
- Как узнали, что началась война?
- Как было воспринято Вами, членами семьи, знакомыми сообщение о нападении Германии на нашу страну?
- Как провожали на фронт близких родственников, соседей, знакомых?
- Какие вести приходили с фронта? (Письма-треугольники со штампами «Полевая почта» и «Проверено военной цензурой», «похоронки»).
- В каких сражениях принимал участие ваш родственник, его боевой путь.
- Жизнь в тылу. В каких условиях учились: занятия в три смены, так как в школах размещались госпитали; холод (замерзали чернила в «невыливашках»); дефицит учебников и бумаги (писали на обоях или обороте старых квитанций); работа школьников на колхозных полях, дежурства в госпиталях.
- Характерные черты военного быта: как питались (продуктовые карточки и их «отоваривание», ночных очередях с номерами химическим карандашом на ладони или мелом на спине); сбор колосков и «тошнотиков», лебеды и щавеля; одежда и обувь от старших сестер и братьев; походы из города в села для обмена вещей на продукты и др.
- Жизнь на оккупированной врагом территории.
Первая встреча с оккупантами. Как прятали от немцев молодежь, скот, продовольствие. Как выживали в местах, где активно действовали партизаны. О предателях из своих (полицаи, старосты).
- Жизнь в блокадных городах (Ленинград, Сталинград, Одесса, Севастополь и др.), в прифронтовой полосе. Фашистские концлагеря, гетто, тюрьмы, пересыльные лагеря и карантины. Что пережили узники фашизма.
- Как встречали День Победы, вернувшихся с войны воинов. Что они рассказывали о пережитом на войне, о сражениях на фронтах, в партизанских отрядах.
- Жизнь в послевоенные годы. В каких условиях учились, первая специальность и место работы. Продвижение по службе и работе.
Какие сохранились материалы об участии членов семьи в Великой Отечественной войне и их жизни в послевоенный период (награды, письма, фотографии, воспоминания и т.д.).
|